СКЛЕИВАНИЕ ПЛАСТМАССОВЫХ ДЕТАЛЕЙ 

 

В современном автомобиле очень много пластмассовых деталей, они имеют преимущества перед металлическими – легкие, красивые, не ржавеют. Но присущий им главный недостаток заключается в не высокой прочности. Например, всего-то небольшое касание при парковке и не дешевый пластиковый корпус зеркала тут же треснул.

К счастью большинство пластмассовые детали можно ремонтировать. Перечень подлежащих восстановлению деталей включает в себя бамперы, накладки, спойлеры, пластиковые кузовные детали, корпуса фар и зеркал, ручки, кронштейны и многое другое. С помощью клеев Permatex® можно исправить практически любые повреждения, от небольших трещин до крупных пробоин, в том числе и таких, когда утрачены отдельные фрагменты деталей.

 

Однако прежде чем приступать к ремонту, полезно немного познакомиться с теорией.

 

Склеивание естественных природных материалов, таких как металлы, дерево, камень и др. и искусственно созданных химических материалов имеет значительные отличая. Вещества, которые в обиходе обычно называют одним словом пластмассы, в действительности являются весьма различающимися между собой группами эластомерных, термореактивных и термопластичных полимерных материалов. Химический состав и физические свойства поверхностей этих материалов являются решающими факторами, определяющими не только долговечность, но и саму возможность их клеевого соединения.

 

Определить, из какого материала сделан бампер или другая пластмассовая деталь, тем более окрашенная, не специалисту очень сложно. Помочь в этом может маркировка, которую обычно наносят на внутренней поверхности, например: полярные термопласты обозначают: ABS – сополимеры акрилонитрита, бутадиена, и стирола, PC – поликарбонат, PPO –полиоксифенилен, PBTP – полибутилентерефталат, PA – полиамид, GFK – стеклопластик, RTPU – термопластичный полиуретан, усиленный, PUR – полиуретан, Инертные термопластичные материалы: PP\EPDM – полипропилен\сополимеры этилена, пропилена и диена, PP – полипропилен. Детали из инертных термопластичных материалов: полипропилена, сополимеров этилена, пропилена и диена удается склеивать только при использовании специальных праймеров.

 

Полимерные материалы, легко склеиваются если они отвечают следующим условиям:

 

  • Клей должен хорошо смачивать поверхность, а не отталкиваться ей. То есть сила поверхностного напряжения пластмассы должна быть большей или такой же, как поверхностная энергия клея.
  • Поверхность пластмассы должна обладать физико-химическими свойствами, способствующими адгезии.

 

Надо учитывать, что полимеры зачастую имеют структуру поверхностного слоя, заметно отличающуюся от характеристик внутренних слоев материала. Причина этого кроется в большой аморфности материалов и относительной легкости изменения их структуры под влиянием внешних воздействий, а так же технологических особенностях процесса производства пластмасс.

 

Многие пластмассы содержат в своем составе вспомогательные вещества, например, стабилизаторы, пластификаторы, различные наполнители и жидкостные остатки. Эти компоненты обычно с низкомолекулярным весом, оказывают отрицательное воздействие на прочность поверхностного слоя. При этом они имеют тенденцию перемещаться из внутренних слоев на поверхность и скапливаться на ней. В результате на поверхности пластмасс формируется слой, значительно ухудшающий потенциальную прочность склейки или даже делающий ее вообще не возможной.

 

При производстве пластмассовых деталей по методу инжекционного формирования получаются очень гладкие спрессованные поверхности, обычно с концентрациями напряжений. Они имеют плохие адгезионные свойства. Структура этих поверхностных слоев и их свойства отличаются от свойств внутренних слоев материала. Толщина поверхностного инжекционного слоя сопоставима с толщиной защитной пленки, покрывающей основной материал. Поэтому самая простая и наилучшая подготовка таких деталей к склейке это удаление поверхностного слоя с помощью наждачной бумаги.

 

При производстве пластмассовых изделий часто используют специальные составы для облегчения выемки готовых деталей из прессовочных и формовочных матриц. По методу использования различают «внутренние» и «внешние» составы. Внутренние составы обычно примешиваются с гранулами в процессе изготовления пластмасс. Они образуют на поверхности скользкий, плохо смачиваемый и не адгезионный слой. При этом внутренние добавки оказываются распределенными по всему объему пластмассовой детали, и поэтому не представляется возможным добиться улучшения адгезионных свойств поверхностей путем зашкуривания наружного слоя.

 

Внешние составы обычно наносят в открытую матричную форму. Они представляют собой парафины, мыла или легкие масла (например, силиконовая смазка) Эти вещества могут находиться не только на поверхности, но и проникать в около поверхностные слои. Механический способ подготовки таких поверхностей с использованием грубой шкурки является наиболее подходящим в подобных случаях.

 

Подготовленность поверхности для склейки можно определить методом «отталкивания воды». Для этого несколько капель чистой воды наносят на поверхность. Если вода растекается, значит, поверхность хорошо смачивается. Если же капли будут иметь сферическую форму подобно шарикам, следовательно, поверхность нуждается в более тщательной очистке и подготовке.

 

Компания ПЕРМАТЕКС выпускает разнообразные клеи, которые можно использовать для склеивания пластиков. Для каждого случая следует подбирать наиболее подходящий клей. Например, сварка для пластиков PermaPoxy™ Plastic Weld 84115 плавит пластмассу, ее предпочтительно использовать для склеивания плотно прилегающих осколков из материалов способных растворяться.

 

При склеивании небольших фрагментов или треснутых корпусов лучше использовать цианоакрилатные клеи, причем для пластиков с низкой поверхностной активностью, таких как пропилен и полиэтилен Permatex® выпускает специальный Суперклей с праймером Permatex® Auto Trim Adhesive 80885.

 

В случаях, когда приходиться ремонтировать большие поверхности более предпочтительным является использование эпоксидных клеев. При этом важно не только правильно выбрать клей, но и создать оптимальную конструкцию клеевой сборки. Так, при ремонте треснувших бамперов, для усиления конструкции, желательно с внутренней стороны накладывают 2-3 слоя стеклоткани пропитанной жидкой эпоксидной композицией, для этого можно использовать PermaPoxy™ General Purpose 84101

 

Для воссоздания утраченных фрагментов деталей или при заделывании глубоких пробоин в корпусах лучше подойдут формообразующие составы - Эпоксидные пластилины. В этой связи особо отметим Подводную сварку Permatex® PermaPoxy™ Underwater Repair Epoxy Stick Это состав обладающий высокой адгезией даже в воде, что позволяет использовать его для заделывания протечек жидкостей из различных резервуаров и для аварийного ремонта лопнувших, размороженных труб и фитингов. А также для заделывания подводных пробоин в корпусах катеров и яхт.

 

Промежуточное положение по консистенции между жидкими эпоксидными клеями и формообразующими пластилинами занимает Холодная сваркаPermatex® Cold Weld Bonding Compound 14600