СКЛЕИВАНИЕ

    В ХХ веке техническая революция сделала склеивание таким же привычным методом промышленной сборки, как резьбовые соединения, сварка или клепка. Сегодня склеивание стало передовым способом надежного крепления деталей внутри и снаружи автомобиля. При ремонтных работах использование химических клеевых материалов приобрело еще более широкие масштабы. Оно позволяет не заменять, а отремонтировать и вернут в рабочее состояние сломанные и поврежденные детали, восстановление которых другими способами просто невозможно.

    Клеевая сборка имеет ряд преимуществ перед другими способами соединения деталей: Технологически она оказывается дешевле, доступнее и универсальнее механического или термического способов сборки. Так как отпадает необходимость в хранение и использование различных болтов, шплинтов, шурупов и других крепежных элементов.

    Весьма наглядным примером проникновения клеевой сборки в автомобилестроение является вклейка лобовых стекол. Первая серийная машина с вклеенным стеклом сошла с конвейера в середине 70-х годов. Сегодня, по экспертным оценкам, количество транспортных средств различных типов и классов с приклеенными стеклами составляет более 80 % всего автопарка. И это неудивительно, поскольку данная технология куда прогрессивнее своей предшественницы — установки стекол посредством резиновых уплотнителей. Ее преимущества очевидны. Во-первых, это, конечно же, куда более высокая и надежная герметичность клеевых стыков, гораздо дольше сохраняющих прочность и водонепроницаемость. К тому же в отличие от стыка с профилированным резиновым уплотнителем, под которым может скопиться вода и возникнуть очаг коррозии, в подобном стыке такое просто исключено. Во-вторых, в современных автомобилях вклеенное стекло является силовым элементом конструкции кузова (современные автостекла сравнимы по прочности с металлом). Это позволяет добиваться оптимальных параметров по жесткости кузова на скручивание и снижения его общей массы.

    При клеевой сборке появляется возможность выбирать и объединять материалы так, чтобы свойства каждого использовались с наибольшей эффективностью, дополняя друг друга. При склеивании не происходит деформации поверхности как при сварке. Это позволяет более эстетично соединять компоненты различной массы и толщины.

    На склеенных поверхностях происходит более равномерное распределение статических и динамических сил, так как прилагаемые нагрузки и напряжения распределяются по всей площади склейки. Поэтому адгезионные соединения могут сочетать эластичность с высокой прочностью к изгибающим и вибрационным нагрузкам.

    Клеевой слой выполняет герметизирующие функции, препятствуя проникновению паров, жидкостей и появлению конденсата в стыках деталей. Он также поглощает вибрации, снижая шум.

    Клеевая сборка так же имеет изолирующие свойства, что позволяет соединять металлы, обладающие различными электропотенциалами (например, медь и железо) без образования электрохимической пары, вызывающей гальваническую коррозию.

    Однако в настоящее время не существует такого универсального клея, который был бы одинаково хорош для всех случаев. Выбор клея или герметика определяется широким комплексом условий. В соответствии с обширностью задач, создано и продолжает создаваться множество клеевых материалов, различающихся по химическому составу, особенностям применения и характеристикам шва, которые приобретает адгезив после отверждения. Общее правило при выборе клея заключается в том, что полимеризовавшиеся клей по своим свойствам должен быть близок к склеиваемым материалам. Но как бы удачно не был подобран клей и он может оказаться бессильным, если конструкция клеевой сборки выполнена не грамотно или поверхности подготовлены недостаточно хорошо. Чтобы клеевое соединение получилось прочным и долговечным необходимо внимательно отнестись к следующим ключевым факторам:

 

  • Рабочая среда и эксплуатационные нагрузки
  • Подбор клея
  • Конструкции клеевых соединений
  • Особенности склеиваемых материалов
  • Подготовка поверхностей, нанесение клея и монтаж соединений