ГЕРМЕТИЗАЦИЯ ЭЛАСТИЧНЫХ ФЛАНЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
В отличие от жестких фланцевых соединений эластичные фланцы проектируются в узлах, не требующих высокой жесткость составных частей, например: резервуары и поддоны с жидкостями, пыле- и шумозащитные кожухи движущихся механизмом. Либо же в тех случаях, когда:
- невозможно добиться оптимальной жесткости потому, что скрепляются детали, изготовленные из хрупких или легко деформируемых штампованных материалов, не способных выдержать необходимой силы затяжки.
- жесткое соединение деталей из материалов с существенной разницей в коэффициентах теплового расширения может привести к неминуемой деформации их фланцев.
- фланцевое соединение состоит из двух и более поверхностей, смонтированных вместе деталей, и образует Т-образное соединение.
Вот примеры таких конструктивных соединений:
- масляный картер двигателя
- крышка газораспределительного механизма
- крышка коробки передач
- тонкостенные металлические отливки
- детали, изготовленные из листовой штампованной стали
- корпуса и крышки, изготовленные из пластмассы
При работающем двигателе в таких соединениях происходят постоянные микроперемещения, это создает особые требования к прокладкам в этих узлах. Традиционные прокладки, используемые в эластичных фланцевых соединениях, представляют собой резиновые уплотнители или О-образные кольца. Их недостатки подобны описанным выше недостаткам вырубленных прокладок.
Неоднократными исследованиями было доказано, что наилучшим материалом для герметизации подвижных фланцевых соединений являются RTV-силиконы – клейкие пастообразные субстанции, отверждение которых возможно даже при комнатной температуре (Room Temperature Vulcanize). При этом они превращаются в эластичный резиноподобный материал.
Герметизирующие прокладки из RTV-силиконов обеспечивают:
- адгезионное соединение фланцев (даже при слегка замасленных поверхностях) не ослабевающее в процессе эксплуатации;
- механизм полимеризации, независящий от типа поверхности, поэтому продукт может использоваться на металле, окрашенных поверхностях и пластмассах;
- хорошую степень полимеризации в объеме, что дает возможность герметизации больших зазоров (до 7 мм);
- стойкость в широком диапазоне рабочих температур (от -70°С до +315°С, с возможностью выдерживать непродолжительный нагрев до +370°С);
- эластичность и упругость, исключающие просадки, а также высокий процент удлинения при разрыве (до 400%), позволяющий компенсировать все возможные микроперемещения;
- хорошую стойкость к маслам и другим техническим жидкостям
- самым большим преимуществом силиконовых материалов является высокая герметичность даже при небольших значениях контактных давлений.
Отверждение RTV силиконов происходит в результате реакции взаимодействии вулканизирующего агента с молекулами воды содержащейся в воздухе. При выборе силиконовых герметиков следует принять во внимание, что они бывают весьма различны по своему составу. Так, например, при вулканизации дешевых Acetoxy-силиконов выделяется уксусная кислота, которая у них служит катализатором этого процесса. Понятно, что применение таких силиконов при ремонте автотехники крайне не желательно, так как они легко могут вывести из строя лямбда-датчики и другие сенсорные датчики автомобиля и вызвать коррозию металлических деталей.
По заказу автоконцерна GENERALMOTORS инженеры компании ПЕРМАТЕКС® разработали особые нейтральные OximeRTV-силиконы «Ultra®», которые не выделяют уксусной кислоты, поэтому не вызывают коррозии и безопасны для сенсорных датчиков. Чтобы наиболее полно соответствовать разным техническим условиям, создали сразу несколько продуктов, отличающихся по физико-химическим свойствам, а для удобства различия их окрасили в разные цвета. Так появились ЧЕРНЫЙ маслостойкий «UltraBlack®», термостойкий и высокопрочный «UltraCopper®», повышенной плотности и упругости – СЕРЫЙ «UltraGrey®», высокоадгезионный и эластичный – СИНИЙ «UltraBlue®», высокотемпературный КРАСНЫЙ.
Мы можем с уверенностью заявить, что жидкие формирователи прокладок Permatex® Ultra® GasketMaker, являются передовыми продуктами в классе специализированных для автопромышленности RTV силиконов. Все продукты этой серии сертифицированы Производителем Комплексного Оборудования (ОЕМ) и используются как на сборочных конвейерах, так и при сервисном обслуживании автотехники. Они приобрели большую популярность у профессионалов и их названия стали нарицательными. Теперь и другие производители стали выпускать свои герметики, копируя эти цвета.